Контрольно-измерительные приборы
Контрольно-измерительные приборы предназначены для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, количестве пройденного пути и др.
Контрольно-измерительные приборы находятся прямо перед водителем — на панели приборов (приборном щитке), которая располагается сразу за рулем.
Панель приборов современного автомобиля включает в себя:
контрольные лампы;
счетчики пробега (общий и суточный);
датчик температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобиля;
спидометр;
датчик уровня топлива;
указатель оборотов работы двигателя.
В зависимости от марки и модели автомобиля на приборном щитке могут присутствовать и другие контрольно-измерительные приборы.
Внимание: Для контрольно-измерительных приборов действует важное правило: свечение любой красной лампочки (индикатора) либо нахождение стрелки указателя в красном секторе свидетельствует о наличии серьезных неполадок в соответствующем агрегате. До их устранения ехать дальше (или начинать движение) запрещается.
Контрольные лампы информируют водителя о состоянии узлов и агрегатов, а также о включении тех либо иных приборов и механизмов. Например, когда водитель включает зажигание, загораются красные лампы зарядки аккумуляторной батареи и давления масла в системе смазки двигателя. Они должны погаснуть после запуска мотора.
Если автомобиль заблокирован стояночной тормозной системой (проще говоря, ручник «затянут»), то на приборном щитке при включенном зажигании или работающем моторе будет гореть соответствующая красная лампа, которая погаснет после снятия автомобиля с ручника.
При включении фар ближнего или дальнего света на панели приборов загораются соответствующие лампы (для ближнего света — зеленого, для дальнего — синего цвета). Когда включены указатели поворотов или аварийной световой сигнализации, на приборном щитке моргает соответствующая лампа, причем это сопровождается звуковым сигналом (щелчками).
В некоторых современных автомобилях присутствуют контрольные лампы, сообщающие о высокой степени износа тормозных колодок.
Счетчики пробега показывают количество пройденных автомобилем километров: общий счетчик — общий пробег, суточный — пробег за определенное время. Показания общего счетчика вручную изменить невозможно, показания суточного счетчика обнуляются с помощью расположенной на нем кнопки.
Совет: Суточный счетчик удобно использовать для измерения определенного расстояния (в частности, от дома до дачи), а также проверки расхода топлива. Например, водитель заливает 10 или 20 л топлива в пустой бак и ездит без дозаправки до тех пор, пока бак не опустеет. Это позволяет точно высчитать, сколько топлива потребляет автомобиль. При использовании данного метода следует иметь в багажнике небольшую канистру бензина (литров на пять), чтобы по окончании эксперимента можно было доехать до заправки.
Датчик температуры охлаждающей жидкости показывает, как работает система охлаждения двигателя. Как уже говорилось, рабочая температура охлаждающей жидкости находится в пределах 80-90С. Если стрелка датчика находится в красной зоне — значит, температура жидкости приближается к 100С (либо уже достигла их). В этом случае необходимо срочно заглушить двигатель и дать ему остыть. На слишком холодном двигателе ехать также не рекомендуется. После запуска следует его прогреть, особенно в холодное время года.
Спидометр — прибор, который информирует водителя о текущем скоростном режиме (с какой скоростью в данный момент движется автомобиль). Его показания исключительно важны для выбора правильной скорости и предотвращения нарушения скоростного режима, установленного на данном участке дороге Правилами дорожного движения.
Датчик уровня топлива отражает данные о количестве бензина в топливном баке. Когда топлива остается слишком мало, стрелка приближается к красному сектору, во многих машинах при этом дополнительно загорается соответствующая лампа (иногда в виде бензоколонки). Не нужно игнорировать тревожные показания датчика — вы рискуете заглохнуть на дороге. Придется искать того, кто мог бы подвезти вам бензин или отбуксировать автомобиль к ближайшей автозаправочной станции.
Указатель оборотов работы двигателя показывает, какое количество оборотов в минуту совершает коленчатый вал двигателя при текущем режиме работы. Обычно оно измеряется в тысячах. На циферблате имеются цифры 1, 2, 3 и т. д. (их следует умножать на 1 000).
Обсуждения