Михаил КоМихаил Ко
автор
Страница обновлена:18.9.2023.2674 просмотров

Рулевое управление

Механизм рулевого управления предназначен для обеспечения движения автомобиля в заданном направлении. Он состоит из двух основных компонентов:
– рулевого механизма
– рулевого привода

Практически все современные автомобили оснащаются гидравлическим усилителем рулевого управления. Данный механизм служит для снижения усилия, которое водитель должен прикладывать к рулевому колесу автомобиля при повороте. Основными составляющими гидроусилителя являются насос, распределительное устройство и гидравлический цилиндр.

Когда водитель поворачивает руль, специальное распределительное устройство под давлением направляет жидкость в одну из полостей гидравлического цилиндра, благодаря чему достигается существенное снижение прилагаемого водителем усилия.

Примечание: Гидравлический усилитель рулевого управления функционирует только при работающем двигателе.

На советских «Жигулях», «Москвичах» и «Волгах» гидроусилитель рулевого управления не устанавливался.

Иногда во время работы гидроусилителя (то есть при повороте рулевого колеса) слышен характерный гул. В большинстве случаев его можно устранить своими силами, поскольку причина, скорее всего, проста: недостаточное количество жидкости в системе гидроусилителя. Неисправность устраняется за несколько минут путем долива жидкости в расширительный бачок гидроусилителя. Правда, делать это нужно вдвоем.

На расширительном бачке гидроусилителя имеются метки минимального и максимального уровня жидкости, поэтому ее недостаток обнаруживается легко. Нужно долить жидкость до отметки максимального уровня, завести двигатель, несколько раз повернуть руль в обе стороны: вначале примерно на 45°, затем до упора. Второй человек в это время должен следить, чтобы уровень в бачке не опускался ниже минимальной отметки. При необходимости процедуру следует повторить.

Иногда ощущается слишком тугое вращение рулевого колеса или даже заедание в рулевом механизме. Это может быть вызвано не только вышедшим из строя гидравлическим усилителем, но и неправильной регулировкой бокового зазора в соединении червячной пары, повреждением подшипников червяка, повышенным износом любого компонента червячной пары, рулевых наконечников, погнутостью рулевых тяг, недостаточным количеством масла в картере рулевого механизма.

Распространенной неисправностью рулевого управления является слишком большой свободный ход рулевого колеса (так называемый «люфт»). Причинами его возникновения являются нарушение регулировки в соединении червячной пары или износ рабочих поверхностей червяка и ролика; увеличение зазоров в шарнирах рулевых тяг; износ подшипников червяка; износ втулок вала рулевой сошки; ослабление крепления картера рулевого механизма и др.

Характерные стуки в рулевом управлении возникают при наличии следующих неисправностей: слишком высокий износ (правильнее даже сказать — разрушение) рабочих поверхностей червячной пары, высокий люфт в шарнирах рулевых тяг или в маятниковом рычаге, ослабление крепления картера рулевого механизма.

Нарушение герметичности рулевого механизма приводит к утечке масла, что может способствовать возникновению большинства вышеперечисленных проблем рулевого механизма.

Рулевое управление — важнейшее устройство, поэтому водитель должен следить за его состоянием и своевременно выполнять необходимую профилактику или ремонт. Эксплуатация автомобиля с неисправным рулевым управлением приводит к катастрофическим последствиям. Кстати, в соответствии с Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, у которых:

суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10 гр;
в рулевом управлении имеются конструктивно не предусмотренные перемещения деталей и узлов;
резьбовые соединения в рулевом управлении не затянуты или не зафиксированы установленным способом;
отсутствует или неисправен усилитель рулевого управления (если его использование предусмотрено конструкцией автомобиля).
Движение автомобиля категорически запрещается при любых неисправностях рулевого управления. Это положение закреплено в действующих Правилах дорожного движения.